Сходить ли в детский садик?
И вспоминая дом с резным крыльцом,
Задуматься от детского ответа…
А. Дольский
Что попишешь – молодежь.
Не задушишь, не убьешь.
И. Бродский.
Маленькие дети?!
Ни за что на свете!...
(К. Чуковский в оригинальной рукописи)
С появлением детей в жизни многое меняется. Многое, если не все. Нужно ночей не спать, нужно мыть им грязные попы в незапланированное время дня и особенно ночи, терпеть их дикие крики вперемешку с капризами, кормить их всякой полезной, но невкусной едой. В общем, навалом всего делать. А что взамен?
Что же мы получаем взамен, кроме неприятностей, когда они вырастают? Почему и чем они нас так радуют? Вот он, крошечный комочек, улыбнулся маме. Мама уже и не помнит, сколько бессонных ночей она возле него провела, не помнит девяти месяцев беременности с ужаснейшим токсикозом и угрозой, с лекарствами, с сохранениями – она не помнит в этот момент ничего – она счастлива, что этот комочек ей улыбнулся. Или хотя бы посмотрел на нее, точно ей в глаза. Все, она счастлива: «Боже, он на меня так посмотрел… это чудо».
Сколько времени и усилий тратят родители на первом году жизни младенца, какие препятствия им приходится преодолевать! А у нас аллергия, и нам нельзя… дальше идет список всего, что только есть на белом свете, исключая какую-нибудь одну овсяную кашу. И растет дите, подкармливаемое «искусственными зайцами» и «фальшивыми курицами». А ведь в Одессе, согласно живому классику Жванецкому, «…худой ребенок считается больным. Его будут кормить все, как слона в зоопарке, пока у него не появятся женские бедра, одышка и скорость не упадет до нуля. Все, теперь он здоров». А тут – ничего нельзя… ой, горе-то, горе.
Но – вот он засмеялся, вот он хорошо поел невкусную, но здоровую пищу, вот он пополз, вот у него вылез первый зуб (Господи, какая глупость, вот у меня полный рот зубов, и никто этому не рад, за исключением моего стоматолога).
А вот наш ребенок уже почти стоит. А вот – посмотрите, говорят родители друзьям и знакомым – вот он пошел!!! Знакомые, которым еще не захотелось своих ребенков, но которые уже успели стать чужому крестными папами и мамами, смотрят на это в задумчивом как бы восхищении, и думают: «О чем это они, бедные… »
С ростом ребенка прикладываемые усилия становятся меньше, иногда даже появляется свободное время. Тут он вступает в серьезные отношения с окружающим миром, и переход этот знаменуется откровением под названием «Пойдем в детский садик!»
Вначале ребенок даже не подозревает о том, что его ждет там. Хотя надо отдать должное: некоторые смышленые дети сразу же сопротивляются детсадику, но непреклонную волю родителей, которые хотят, наконец, иметь свое личное время (или просто сходить впервые за три года на работу) не сломить криками и визгами в жалкие 80 дБ. Все рассказы о том, что, дескать, тебя там ждут друзья (у ребенка в это время удивленно изгибается левая бровь), и что тебя там будут учить разным хитрым штукам (я и так знаю, как отбирать игрушки у других, я уже тренировался на соседском Виталике) не дают положительного эффекта.
А как только ребенок побывал там первые пару дней, он точно просчитывает, что ему дешевле сидеть дома, на длинной маминой шее, которая почему-то не отвалилась до сих пор – значит, и после не отвалится. Появляющееся у ребенка в этот момент отношение к садику вполне можно обрисовать древним анекдотом о том, как некий мальчик сходил первый раз в первый класс, и приходит домой, где умиленные родители ждут его первых школьных впечатлений. Ребенок заходит, швыряет портфель в дальний угол комнаты, и вопрошает предков: «Так что ж вы мне не сказали, что эта волына на целых десять лет?»
После небольшой общественной адаптации (познакомься, это – Саша, а это Маша) ребенок вступает в лучшую фазу взросления в виде болезней.
У нас ребенок сходил в садик общим числом в два месяца. Это была долгая дорога длиной в три болячки, последняя длилась две недели. Зазор для хождения в садик был исключительно мал, всего несколько дней. Мы ужаснулись, и после третьей оставили ребенка, как и до того, дома. Через месяц мы повели его еще раз в ту же самую дырочку в заборе наперекор мнению семейного врача. Врач сказала, что наш старшенький – не детскосадовский ребенок. Мы же стремились поскорее сбагрить его в теплые большие руки воспитателей, чтобы спокойно дышать воздухом свободы с восьми до четырех.
Мальчишка тогда заболел нам так, что небо показалось гораздо меньше знаменитой овчинки. Все небеса сжались в одну точку, и оттуда грянул гром. От малыша заболела кормящая грудью супруга, затем трехмесячная дочка, после – приходящий помочь дедушка (несмотря на надетую маску), и только от него уже заразилась бабушка, которая вообще не появлялась в нашем доме в период заражения… я оказался самым стойким и заболел аж через три недели.
Температура сорок, невероятная слабость, жар-холод, кашель, сопли-слюни. Полный набор. Мы проклинали тот день, когда впервые задумались о детском садике, не то, что пошли в него. Мальчишка болел 3 недели. Дедушка очухивался около месяца. Какой-то грипп, что сделаешь. Денег и нервов ушло километрами.
Прошло полгода. Мы с супругой созрели для того, чтобы повести малыша туда вновь. Дедушка и бабушка, не сговариваясь, сказали, что мы – кровавые маньяки, да еще и бессердечные какие-то. Мы же в своих воспитательных домашних потугах видим, что ребенку нужно общество. Чтобы он научился жить в нем, контактировать с другими детьми, знакомиться, играть, учиться, делать что-то вместе с другими. Дома он дичает, несмотря на прикладываемые усилия со стороны жены. И буквально каждая встреча его с другими детьми взводит в нем пружинку гусарства до упора, и отпустить ее можно только через побитую попу и долгие слезы.
Человек – животное общественное. Он не может сегодня прожить в изоляции от других. Он не в состоянии обеспечить себя всем, что он сегодня желает. Ему нужны, остро необходимы другие. Чем раньше ребенок научится воспринимать других людей, научится жить и работать с ними, тем проще ему будет потом, когда он будет взрослым. Поэтому я постараюсь повести своего малыша в садик еще раз – буквально завтра.
Тут мне прислали приглашение на некий Круглый стол, в котором планируют обсуждать тему «Идеальный детский сад» и все, что с этим может быть связано. Я, пожалуй, схожу и все им расскажу. Хоть кто-то хочет услышать мое мнение по этой теме. Я не стану молчать, пусть не надеются…
Если вдруг вам сегодня вечером нечего делать, если вы имеете в своих руках не только компьютер на столе, но и мышку к нему, можете покликать и зайти туда же. Можем побубнить вместе – там будут психологи и воспитатели, и еще кто-нибудь, чьей работой является растить свежую поросль и надежную смену молодежную. Будет видеотрансляция (так мне сказали) – хотя с моим медленным соединением это вряд ли для меня. В любом случае, даже если будет только голосовое соединение, это уже прорыв в иное измерение. Воспитатели наступали нам на пятки столько лет, теперь наша очередь отыграться. Пойдем и отомстим за выкрученные уши и месяцы, проведенные в пыльных углах.
Короче, приходите, если вдруг. Не потому, что мне одному страшно, но за компанию.
Адрес такой: http://pozitologizm.livejournal.com/1188250.html#cutid1 время 20:00 по Москве (соответствует 19:00 Киева). Подробную инструкцию вышлю, как только она станет мне известной.
Обнимаю вас всех, до связи,
no subject
no subject
no subject
Круглый стол, на который я был приглашен, прошел интересно - для меня. Я впервые был на таком собрании. У двух из шести участников были свои детсады (Канада и Германия), еще одна была воспитателем в детсаду. Чувство такое, что попал в другую вселенную, где руководит Добро (правда-правда, с большой буквы). Совершенно иной подход к воспитанию детей. Эти люди понимают, что от них зависит наше будущее.
До связи!